Мебельный рынок РФ, по оценкам различных экспертов, ежегодно прирастает на 15-25%. И, как один из самых ненасыщенных рынков, считается весьма непрозрачным: около одной трети его объемов приходится на контрабанду из-за рубежа и мебель "гаражного производства", причем серые схемы пронизывают все сегменты рынка - от эконом до премиум-класса.
"Реальные данные превышают официальные в 1,5 раза, – говорит в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" директор по маркетингу торговой марки "Дятьково" Игорь Подстольный. – Так, исходя из официальных данных, емкость рынка – около 7 млрд долларов, но реальная, по нашим оценкам, около 10 млрд долларов".
Дело в том, что структурные изменения, обеспеченные расширением российских брендированных сетей и приходом иностранных мегамаркетов ("Икея", "Метро" и т.д.), пока коснулись, главным образом, лишь Москвы и Санкт-Петербурга. Правда, на обе столицы приходится до 70% "схемного" рынка мебели, то есть даже здесь говорить о "цивилизации" мебельного рынка пока не приходится.
"Мы прекрасно понимаем, что, несмотря на динамику доходов населения, многие вынуждены покупать мебель низкого качества", – объясняет востребованность "схемных" поставок И.Подстрольный. Однако, по его словам, уже через 3-4 года сильные розничные игроки будут полностью контролировать рынок.
Тем временем средний уровень потребления мебели на одного человека в России остается мизерным: 15-20 долларов в год, когда в странах ЕС – 260 евро. По словам основных игроков, конкуренция на мебельном рынке России в целом находится на среднем уровне. Выражаясь словами И.Подстольного, "сумасшедшая конкуренция только в дешевом ценовом сегменте", который в последнюю очередь интересует сильных розничных игроков.
Любопытно, что при этом в премиум-классе присутствует исключительно мебель иностранного производства (ЕС). Но по кухням и мягкой мебели конкуренция смещается в пользу российских компаний. Впрочем, отечественные фабрики работают на иностранном оборудовании. "Даже дизайнерское бюро, что разрабатывает модели, тоже немецкое", – говорит за свою торговую марку И.Подстольный.
Возникает вопрос, почему бы в таком случае не заменить российские фабрики иностранными. Не первый год идут разговоры о переносе в Россию зарубежных фабрик, главным образом из стран ЕС. Например, крупнейший производитель мебели в Германии Schieder намерен в течение ближайших 3-х лет инвестировать в Россию около 50 млн евро для открытия четырех мебельных фабрик в Московской области, в Санкт-Петербурге, в Костроме и Краснодаре. Ряд фирм Италии, Финляндии и Польши имеют аналогичные программы.
"Реально это может произойти не ранее чем через 3 года, – говорит И.Подстольный. – На сегодня ни одной зарубежной производственной компании, которая делает в России мебель европейского уровня, нет".
Если иностранная мебель пользуется спросом, поступая в Россию легально и нелегально из-за рубежа, почему бы не начать собирать ее на месте? Рынок на сегодня не отличается глубиной или высоким градусом конкуренции, места хватает всем.
Остается добавить, что лидеры рынка в 2 раза опережают рынок в целом по темпам роста, увеличивая продажи ежегодно на 30-40%. Эксперты говорят об оптимальной марже в 80% для мебельного рынка России. Инвестиции в размере 10 млн евро окупаются в течение 3-5 лет. Факторами ценообразования в РФ являются стоимость комплектующих, которые российские производители для своего иностранного оборудования вынуждены покупать за границей, а также арендные ставки торговых площадей. "В ЕС 10-20 евро – месячная ставка аренды за квадратный метр, – сетует И.Подстольный, – в России – 50, в Москве – свыше 100". Похоже, это единственное, что сдерживает приход иностранцев, равно как и неуверенность в высокой динамике роста доходов населения.